среда, 16 октября 2024 г.

Из приведенного отрывка выпишите все языковые маркеры научного стиля.

Коммуникация является важнейшей составляющей жизни человечества. Вопрос о ее эффективности, способности человека с помощью речевого мастерства убеждать и манипулировать, наиболее ярко и четко выражать мысль, беспокоит умы ученых, поэтов, философов еще с Античности. В связи с этим особую значимость при исследовании единиц языка/речи приобретает изучение коммуникативного назначения каждой единицы, ее использования говорящим в качестве орудия речевого действия с целью воздействия речи на собеседника.

В лингвистике и методике преподавания языков особое внимание уделяется изобразительно-выразительным средствам языка/речи как фактору порождения прагматически значимого, яркого высказывания. В качестве таких изобразительно-выразительных средств в лингвистике обычно рассматриваются тропы и стилистические фигуры, которые традиционно изучаются в рамках классической теории фигур. Вместе с тем до сих пор не существует общепринятой классификации тропов и фигур, в среде ученых до сих пор есть разногласия по их терминологическому и понятийному статусу. В связи с этим необходимым является систематизация и анализ опыта изучения изобразительно-выразительных средств в филологической и риторической традиции и дальнейшее изучение неизученных областей теории фигур.

Риторика как искусство и теория эффективной коммуникации стала, по мнению И. В. Пекарской, стала гениальным подарком Античности человечеству [28, с. 7]. До сих пор ее теоретические положения переосмысливаются и дополняются в лингвистике и литературоведении. Возникновение риторики как науки, в первую очередь, связано с высокой ролью ораторской речи в V в. в политической жизни греческих полисов. Как расцвет ораторского искусства, так и рождение риторики было обусловлено прежде всего мощной общественной потребностью: в условиях расцвета афинской рабовладельческой демократии, когда в эпоху Перикла (V век до н.э.)  формируется развитая общественная и политическая жизнь, красноречие становится основополагающим признаком культуры в целом.

В античной традиции первым, кто обратил внимание на словесные фигуры, изобразительно-выразительные средства, считается Горгий, в частности на антитезу, синтаксический параллелизм, симметрию слогов и их созвучия. Он учел их значение как средства повышения звуковой стороны языка и сознательно применил их в больших количествах в своих произведениях.

В разное время в своих работах, посвященных риторике, затрагивали также проблему фигур Платон, Аристофан, Еврипид, Исократ, Аристотель, Теофраст и многие другие. Для них важным было исследовать общие вопросы реторики, выработать основные требования к воздействующей речи. В связи с этим фигурам уделялось не так много внимания.

К тропам в античности относились отдельные слова, употребленные необычным образом, к фигурам -сочетания слов. Последние в свою очередь делились на фигуры мысли и фигуры слова. Если с изменением сочетаний слов менялся смысл, то перед нами представала фигура мысли, если нет - фигура слова. Фигуры мысли были средством выделить именно данную излагаемую мысль, фигуры слова - просто привлечь внимание к данному месту речи [24, с. 105, 167].

Создателем теории фигур считается Квинтиллиан, знаменитый римский ритор, автор монументального сочинения в 12-ти томах «Риторические наставления», представляющего собой систематизированный труд по ораторскому искусству. Считается, что ни до, ни после Квинтиллиана не было работ, которые с такой тщательностью подходили бы к ораторскому искусству, учитывая достижения теоретической риторики и опыт классического красноречия. Выделение фигур мысли и фигур слова, которое привело к двоякому пониманию фигур - узкому и широкому, было весьма характерно для древних риторов. Данный подход, когда в широком смысле фигурами назывались любые языковые средства, включая тропы (которые рассматривались в группе фигур мысли), придающие речи образность и выразительность, а в узком смысле фигурами определялись синтагматически образуемые средства выразительности, т.е. экспрессивные средства.

Описанию возможностей фигур, образуемых посредством, а) изменения, б) добавления (иначе — прибавления), в) сокращения (иначе — убавления) и г) перестановки, как свидетельствует Квинтилиан, посвятили специальные книги Цецилий, Дионисий, Рутилий,

Корнифиций, Визеллий и многие другие [Античные теории: 279-280]. Заслугой античных авторов являются выделение и характеристика того, что в современной теории элокуции называют принципами построения фигур (шире - приемов), и на этот факт обратила внимание И.В. Пекарская [24, с. 164].

Комментариев нет:

Отправить комментарий