Необходимо ознакомиться с текстом и произвести его вертикальный смысловой анализ. Каких композиционных частей не хватает в данном тексте? Ответы отправьте в блог
Контекстно-вариативное членение
текста лежит в основе построения произведения, его композиции.
Композиция – это “построение
художественного произведения, определенная система средств раскрытия,
организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс,
показанный в произведении”. (Словарь литературоведческих терминов / Ред.
Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М., 1974. – С. 153).
Композиция художественного текста (и
не только художественного) всегда подчинена идейному замыслу автора и
имплицитно отражает авторское модальное отношение к описываемому: “Идейное
содержание произведения – структура. Идея в искусстве всегда модель, ибо она
воссоздает образ действительности. Следовательно, вне структуры художественная
идея немыслима” (Лотман Ю.М.). Однако, композиция – понятие
общефилологическое, являющееся объектом исследования как лингвистики, так и
литературоведения.
В языкознании существует специальный
термин для обозначения понятия композиции в лингвистическом аспекте:
архитектоника. В.А.Кухаренко пишет, что: “Структуру произведения можно
рассматривать как сцепление определенным образом оформленных и завершенных
отрезков текста” (Кухаренко В.А. Интерпретация текста).
Вот это сцепление отрезков текста и называют архитектоникой.
Определение архитектоники
В.А.Кухаренко наиболее точно передает отличие композиции в лингвистическом ее
понимании от композиции в литературоведческом понимании. Сравните:
архитектоника – это “построение литературного произведения как единого целого,
взаимосвязь основных составляющих его частей и элементов” (Словарь
литературоведческих терминов).
Архитектоника выполняет
модально-оценочную функцию, так как построение текста подчинено реализации
индивидуально-авторского замысла, оценке описываемого, выполнению
прагматических задач. Под архитектоникой мы понимаем процесс линейного
построения текста. Этот процесс зависит от специфики подачи
содержательно-фактуальной информации текста (СФИ). В свою очередь, специфика
подачи СФИ зависит от смены форм контекстно-вариативного членения текста
(повествований, описаний, рассуждений), объемно-прагматического авторского
членения текста, изменения стилистической окраски его частей, специфики
построения отдельных высказываний, индивидуально-авторских композиционных
приемов и др.
Таким образом, одним из средств
построения текста является чередование композиционно-речевых форм членения
текста (термин В.В.Виноградова). И.Р.Гальперин определяет это членение как
контекстно-вариативное. (См.: Гальперин И.Р.). Г.А.Золотова
выделяет соответственно регистры речи (изобразительный и информативный).
Регистры речи противопоставлены “по способу отражения действительности, что
получает выражение в совокупности их лингвистических признаков… Объем и границы
регистровых блоков определяются в каждом случае типом и композицией данного
текста”. (Золотова Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста.
Виноградовские чтения ХІІ–ХІІІ.).
Однако, в лингвистике существуют
традиционные наименования форм контекстно-вариативного членения текста:
повествование, описание, рассуждение, диалог: “Под контекстно-вариативным
членением текста понимаются разные формы изложения содержательно-факультативной
и содержательно-концептуальной информации, а именно: формы повествования,
описания, размышления автора, а также форма диалога (в широком смысле этого
слова)” (Гальперин И.Р.). К контекстно-вариативным формам
относятся также несобственно прямая речь и цитация.
В повествовании реализуются
пространственно-временные отношения. “Обозначение места действия, названия лиц
и нелиц, производящих действия, обозначение самих действий – это языковые
“средства, с помощью которых ведется повествование” (Гальперин И.Р.). Например:
“Мне пришлось ждать почти час.
Непрестанно оглядываясь или выходя из экипажа на тротуар, я был занят лишь
одной навязчивой мыслью: “Ее еще нет”. Ожидание утомило меня более, чем
что-либо другое в этой мрачной истории. Наконец я увидел Биче. Она поспешно шла
и, заметив меня, обрадованно кивнула”. (А.С.Грин).
В описании характеризуется персонаж
(портретизация), место (сценичность), условия (ситуационность) протекания
действия
Данный отрывок текста относится композиционно к нехудожественному литературному произведению (официально-деловое, научное произведение) оно строится в основном в логическом построении. Такого рода произведение в подавляющем большинстве имеет три основных части: введение (тема, название, мотивация выбора, актуальность и т.д.), основная часть
ОтветитьУдалитьи заключение (выводы, постановка проблемы, исследуемой в будущем).
Текст построен по ступенчатому типу композиции – последовательный переход от одного элемента текста к другому.
1) Вводная часть - в ней определяется тема публикации, намечаются аспекты её рассмотрения, она должна подготовить читателя к восприятию материала.
2) Основная часть – раскрывает тему, доносит до читателя в полной мере информацию о предмете или явлении ставшим объектом исследования, она присутствует, но не полностью.
3) Заключительная часть – концовка, в которой подводится итог, выводы, а так же намечается путь возможной дальнейшей работы, она также отсутствует.
Вывод:
В данном тексте отсутствуют вводная и заключительная части, имеется лишь основная часть текста.
В данном тексте также отсутствуют такие композиционные частик, как:
а) Абзац – единица текста, выделяемая отступом в начале строки.
б) Анализ текста – разбор произведения с целью глубокого и полного понимание его идейного содержания и т.д.
в) Проблематика текста – сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.
Присутствуют такие композиционные части как:
а) Тема текста – то, о чем говорится в тексте, на чем строится рассуждение (ядро текста).
б) Основная мысль – это идея, замысел автора, то ради чего оно было создано.
в) Ключевые слова – наиболее важные единицы, по их перечню можно догадаться о чем текст и какую тему он затрагивает.