четверг, 4 июня 2020 г.


Необходимо ознакомиться с текстом и произвести его вертикальный смысловой анализ. Каких композиционных  частей не хватает в данном тексте? Ответы отправьте в блог

Контекстно-вариативное членение текста лежит в основе построения произведения, его композиции.
Композиция – это “построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении”. (Словарь литературоведческих терминов / Ред. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М., 1974. – С. 153).
Композиция художественного текста (и не только художественного) всегда подчинена идейному замыслу автора и имплицитно отражает авторское модальное отношение к описываемому: “Идейное содержание произведения – структура. Идея в искусстве всегда модель, ибо она воссоздает образ действительности. Следовательно, вне структуры художественная идея немыслима” (Лотман Ю.М.). Однако, композиция – понятие общефилологическое, являющееся объектом исследования как лингвистики, так и литературоведения.
В языкознании существует специальный термин для обозначения понятия композиции в лингвистическом аспекте: архитектоника. В.А.Кухаренко пишет, что: “Структуру произведения можно рассматривать как сцепление определенным образом оформленных и завершенных отрезков текста” (Кухаренко В.А. Интерпретация текста). Вот это сцепление отрезков текста и называют архитектоникой.
Определение архитектоники В.А.Кухаренко наиболее точно передает отличие композиции в лингвистическом ее понимании от композиции в литературоведческом понимании. Сравните: архитектоника – это “построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь основных составляющих его частей и элементов” (Словарь литературоведческих терминов).
Архитектоника выполняет модально-оценочную функцию, так как построение текста подчинено реализации индивидуально-авторского замысла, оценке описываемого, выполнению прагматических задач. Под архитектоникой мы понимаем процесс линейного построения текста. Этот процесс зависит от специфики подачи содержательно-фактуальной информации текста (СФИ). В свою очередь, специфика подачи СФИ зависит от смены форм контекстно-вариативного членения текста (повествований, описаний, рассуждений), объемно-прагматического авторского членения текста, изменения стилистической окраски его частей, специфики построения отдельных высказываний, индивидуально-авторских композиционных приемов и др.
Таким образом, одним из средств построения текста является чередование композиционно-речевых форм членения текста (термин В.В.Виноградова). И.Р.Гальперин определяет это членение как контекстно-вариативное. (См.: Гальперин И.Р.). Г.А.Золотова выделяет соответственно регистры речи (изобразительный и информативный). Регистры речи противопоставлены “по способу отражения действительности, что получает выражение в совокупности их лингвистических признаков… Объем и границы регистровых блоков определяются в каждом случае типом и композицией данного текста”. (Золотова Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста. Виноградовские чтения ХІІ–ХІІІ.).
Однако, в лингвистике существуют традиционные наименования форм контекстно-вариативного членения текста: повествование, описание, рассуждение, диалог: “Под контекстно-вариативным членением текста понимаются разные формы изложения содержательно-факультативной и содержательно-концептуальной информации, а именно: формы повествования, описания, размышления автора, а также форма диалога (в широком смысле этого слова)” (Гальперин И.Р.). К контекстно-вариативным формам относятся также несобственно прямая речь и цитация.
В повествовании реализуются пространственно-временные отношения. “Обозначение места действия, названия лиц и нелиц, производящих действия, обозначение самих действий – это языковые “средства, с помощью которых ведется повествование” (Гальперин И.Р.). Например:
“Мне пришлось ждать почти час. Непрестанно оглядываясь или выходя из экипажа на тротуар, я был занят лишь одной навязчивой мыслью: “Ее еще нет”. Ожидание утомило меня более, чем что-либо другое в этой мрачной истории. Наконец я увидел Биче. Она поспешно шла и, заметив меня, обрадованно кивнула”. (А.С.Грин).
В описании характеризуется персонаж (портретизация), место (сценичность), условия (ситуационность) протекания действия 

1 комментарий:

  1. Данный отрывок текста относится композиционно к нехудожественному литературному произведению (официально-деловое, научное произведение) оно строится в основном в логическом построении. Такого рода произведение в подавляющем большинстве имеет три основных части: введение (тема, название, мотивация выбора, актуальность и т.д.), основная часть
    и заключение (выводы, постановка проблемы, исследуемой в будущем).
    Текст построен по ступенчатому типу композиции – последовательный переход от одного элемента текста к другому.

    1) Вводная часть - в ней определяется тема публикации, намечаются аспекты её рассмотрения, она должна подготовить читателя к восприятию материала.
    2) Основная часть – раскрывает тему, доносит до читателя в полной мере информацию о предмете или явлении ставшим объектом исследования, она присутствует, но не полностью.
    3) Заключительная часть – концовка, в которой подводится итог, выводы, а так же намечается путь возможной дальнейшей работы, она также отсутствует.
    Вывод:
    В данном тексте отсутствуют вводная и заключительная части, имеется лишь основная часть текста.

    В данном тексте также отсутствуют такие композиционные частик, как:
    а) Абзац – единица текста, выделяемая отступом в начале строки.
    б) Анализ текста – разбор произведения с целью глубокого и полного понимание его идейного содержания и т.д.
    в) Проблематика текста – сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.

    Присутствуют такие композиционные части как:
    а) Тема текста – то, о чем говорится в тексте, на чем строится рассуждение (ядро текста).
    б) Основная мысль – это идея, замысел автора, то ради чего оно было создано.
    в) Ключевые слова – наиболее важные единицы, по их перечню можно догадаться о чем текст и какую тему он затрагивает.

    ОтветитьУдалить